|
Первое время после отпуска Александр Владимирович Забелин, председатель профкома локомотивного депо станции Сольвычегодск, не мог найти даже нескольких минут, чтобы выйти в течение рабочего дня из своего кабинета. Люди шли один за другим. Вроде бы и отсутствовал недолго, но у рабочих и специалистов успело накопиться множество вопросов к своему профсоюзному лидеру. Проблемы у всех, конечно, разные, но каждый не преминул поинтересоваться, что же будет после грядущих октябрьских преобразований. Люди начинают привыкать к реформам, которые лихорадят «железку» вот уже год, но одновременно и устают от новшеств, смысл которых далеко не всегда понятен на местах. Как и в прошлом году, самая большая проблема – отсутствие полной и точной информации. Даже работники профсоюзов, которые, казалось бы, должны заблаговременно знать все до тонкостей, не располагают подробными объяснениями. Единственное, о чем мог сказать Александр Владимирович, – это о сохранении в новом коллективном договоре зафиксированных существующим отраслевым тарифным соглашением (благодаря завоеваниям профсоюзов) социальных гарантий. – По крайней мере, это обещает министр отрасли. Того же мнения его заместители и руководители дороги, с которыми недавно довелось встретиться на совещании в Ярославле, – рассказывает Забелин. Второй по значимости факт – из уже состоявшихся. Это задержка выплаты отпускных. Депо – не единственное предприятие, где люди получают отпускные постфактум, то есть уже после того, как отдохнули. Не часто финансисты «железки» позволяют себе вопиющее нарушение трудового законодательства. Очевидно, что для этого нужны были достаточно серьезные причины. Возможно, железнодорожники смогли бы понять проблемы отрасли, дорожного управления, но никто не объяснил им причин финансовых затруднений. Все оправдания сводятся к информации: Ярославль не перевел деньги. Из того же ряда назревающая проблема возвращения к работе по графику неполных рабочих дней. Такую практику лишь недавно удалось изжить путем немалых усилий. И вот администрация отделения предупреждает о новых сокращениях фондов оплаты труда. А тут еще жалобы на несправедливое лишение премий. Не разберутся в чем-либо проверяющие, не учтут всех деталей ситуации – и накладывают на работника взыскание. А куда идти человеку справедливость искать? Конечно, в профком. Приходится каждую такую жалобу проверять, вникать, порой даже добиваться отмены приказов. Готовятся в депо к предстоящей аттестации рабочих мест. Последняя была в 2001 году. Тогда в профкоме не согласились с объективностью замеров вредности. Дело в том, что на некоторых участках производства результаты были занижены или вовсе картина выглядела благополучно. Оказалось, что работа эта проводилась в летний период, когда отдельные цеха работали с неполной нагрузкой или были остановлены из-за отпусков. Так, по результатам той проверки предлагалось снизить вредность в аккумуляторном цехе, совсем убрать в цехе гальваники. Не усмотрела тогдашняя комиссия вредности в работе локомотивных бригад. Все эти позиции удалось отстоять, а впредь важно подобного не допускать. Кроме того, в профкоме считают необходимым добиться признания вредным производства фильтромоечного цеха. Условия труда и отдыха локомотивных бригад – предмет особой заботы на железной дороге, в том числе и для профкома. И не так уж просто все сполна контролировать, когда места отдыха разбросаны на сотни километров друг от друга. Нашим машинистам и их помощникам приходится отдыхать и в Кирове, и в Микуне, и в Пинюге. Все условия соответствуют требованиям только в городе на Вятке. В Микуне люди жалуются на перебои с горячей водой, да и отделение милиции, на время арендовавшее верхний этаж дома отдыха, – сосед беспокойный. А вот Пинюг в этом плане только осваивается. Для дома отдыха нашему отделению там передано здание бывшего детского сада. Но его еще предстоит обустроить надлежащим образом, начиная с душа и санузла. А вот Вычегодский встречает локомотивные бригады, останавливающиеся на отдых, на самом высоком уровне, с мягкой мебелью и телевизором. Даже накопительных водонагревателей установлено два, чтобы не заставлять ждать уставшего человека. О своих машинистах здесь тоже заботятся неплохо. Чего стоит одно только здание цеха эксплуатации! Отделано новейшими материалами (в ремонт вложили два с половиной миллиона рублей), оборудуется по последнему слову техники. Комната для селекторных совещаний оклеена натуральным пробковым покрытием от пола до потолка, чтобы обеспечить звукоизоляцию и оптимизировать акустику. Все кабинеты компьютеризированы. Даже информацию, необходимую бригаде перед поездкой, запланировано вывести на компьютеры. Для этого предназначена изолированная, но оснащенная специальным смотровым окном комната, а управление электроникой будет выведено наружу. Здесь же, в цехе, проводятся и медосмотры перед поездками и после них. Медицинские требования к машинистам с каждым годом становятся все более жесткими. До боли жаль, когда списывают классного специалиста из-за незначительных отклонений в здоровье. Конечно, требования есть требования, но вот если бы помочь человеку восстановить физическую форму, он еще долго мог бы отдавать дороге свои знания и опыт. Такой центр реабилитации для железнодорожников есть только в Москве, а нам приходится довольствоваться пребыванием в профилактории во время двенадцатидневного отпуска за вредные условия труда. Что, естественно, тоже немало. В отношении состояния здоровья пенсионеров и ветеранов профсоюзы ведут направленную работу, чтобы потеря зрения, глухота, желудочные заболевания были признаны профессиональными, со всеми вытекающими отсюда согласно законодательству последствиями. Пока конкретных результатов добиться удается только в совершенно очевидных случаях, связанных с травмами на производстве. Но тем, кто отдал жизнь «железке», не нужно доказывать, что специфика работы здесь (повышенные шумы, проблемы с питанием в командировках, систематические нервные перегрузки) сказывается на здоровье самым пагубным образом. Не случайно для отдельных категорий рекомендованы комнаты психологической релаксации. Вот основной круг забот и проблем, которые обозначил, рассказывая о работе профкома локомотивного депо, его председатель. Приятными и не столь сложными на этом фоне кажутся организация отдыха, поддержка спортсменов, шефская помощь детским учреждениям. Последние хоть и сброшены с баланса железной дороги, все равно остаются своими, потому что там воспитываются дети железнодорожников. Так кто же еще о них позаботится? Хотя и здесь есть свои трудности. В этом году, например, не хватило путевок всем желающим устроить на отдых ребятишек в летние оздоровительные лагеря. Спортсмены, которыми депо, кстати, знаменито, сетуют на недостаточную финансовую поддержку. Завершилась наша встреча экскурсией по зданию цеха эксплуатации, оборудование которого, как уже говорилось, еще не закончено, но уже впечатляет. Для тех, кто не бывал там, – наши снимки. Вера СЛАВСКАЯ. |
|