Автор: Елена ЛАРЕВА, Коллаж Н. ЗАВАДСКОГО
Вот уже десять лет по Северной железной дороге мог бы курсировать православный вагон-храм. Однако это необыкновенное сооружение ни разу не бывало в рейсе. За ненадобностью вагон стоит на запасном пути, а вскоре и вовсе может тихо сменить свое предназначение.
Этот вагон, а точнее, три вагона, начали делать в котласском вагонном депо в 2002 году по приказу тогдашнего министра путей сообщения. Благословил работы почивший ныне епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Куратором благого дела в Котласе стал отец Николай, настоятель Свято-Стефановского храма. Как он рассказал, вагоны под передвижной храм реконструировали из вагонов разного назначения.
Один вагон предусматривался непосредственно для проведения служб, два других – под трапезную и для сопровождающего персонала. Проект переделки под передвижной вагон-храм был представлен московской епархией.
Не остались в стороне, приложив руки к изменению внешнего вида вагонов, несколько котласских художников. В их числе – известный Юрий Чирков.
– Вагоны были выкрашены в светлые тона.
На них мы нарисовали Георгия Победоносца, нанесли надпись на церковнославянском языке, другую символику православной церкви, – вспоминает Юрий Иванович.
По его словам, изнутри все вагоны выглядели великолепно. А в вагоне-храме было все как в настоящей церкви: престол, иконостас, алтарь, купель и прочие церковные атрибуты.
Другие мастера тоже постарались для внутреннего убранства храма на колесах. Так, на иконостас была нанесена имитация золота –
поталь. Иконы расписывали в одном из монастырей нашей области. Киоты из цельного куска дуба, как сказал Юрий Иванович, вырезали искусные коряжемские резчики по дереву.
– Насколько я знаю, на всей РЖД это был второй вагон-храм. Подобный уже курсировал по Уралу. В общем, было приятно работать для воплощения в жизнь такой хорошей задумки, – добавил он.
В общей сложности стоимость работ, предположительно, колебалась в районе нескольких миллионов рублей. И сейчас это немалые средства, а уж по тем временам...
Отметим, что передвижные храмы-вагоны курсируют по российским железным дорогам с 1999 года. В 2002 году руководство ОАО «Российские железные дороги» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь во имя святителя Николая Мирликийского. Восточно-Сибирская железная дорога передала в дар Иркутской епархии вагон-церковь, освященный во имя Святого Иннокентия.
Наши вагоны были готовы к поездкам в 2003 году, то есть совместному детищу местных железнодорожников и служителей церкви через год исполнится десять лет. Вот только вагоны так ни разу и не вышли в рейс. Ни в одной структуре на их содержание и эксплуатацию не нашлось средств. Получается, что по вине людей свою основную цель – участвовать в духовном возрождении России – вагоны так и не выполнили.
– Больно из-за такой человеческой безалаберности, – переживают те, кто почти десять лет назад вложил все свои силы и душу в это благое дело.
Вдобавок, у них есть опасения, что в связи с реформами РЖД вагон-храм могут переоборудовать под другие нужды: бытовку, склад и тому подобное.
Трепетно относится ко всему происходящему и Юрий Чирков, который считает, что «мобильный храм обязательно должен курсировать по деревням и селам для возрождения веры», и отец Николай, настоятель Свято-Стефановского храма.
– Проводить богослужения, исповедаться, причащаться, проводить обряды крещения, венчания и отпевания в тех местах, где у верующих людей нет возможности посещать церковь, – именно для этого предназначался этот прекрасный вагон-храм. А сейчас он стоит на запасном пути. Где находятся другие два вагона – не знаю, – говорит отец Николай. – Если уж нет денег пускать его по маршруту, то можно было бы поставить, например, в Киземе.
Хотя, по словам отца Николая, передвигаясь по деревням и весям, где нет дома Господня, вагон-храм способствовал бы укреплению веры. В свете последних событий, когда, по мнению Русской православной церкви, идет планомерная дискредитация церкви (22 апреля во всех кафедральных соборах епархий РПЦ прошел всеобщий молебен в защиту церкви и ее поруганных святынь), это особенно важно.
Обрисовав сложившуюся ситуацию и поинтересовавшись будущим православного передвижного вагона-храма, мы направили запросы от нашей редакции в Архангельскую епархию и в пресс-службу Северной железной дороги.
Вот ответ служителей церкви за подписью М. Насонова, руководителя информационно-издательского отдела Архангельской епархии: «В связи с назначением на Архангельскую кафедру нового правящего архиерея в ОАО «РЖД» от Архангельской епархии было направлено соответствующее обращение о предоставлении информации о вагоне-храме. Как только данная информация будет получена, будут выработаны и дальнейшие решения».
Со стороны железнодорожного начальства – молчание. Видимо, сотрудники пресс-службы СЖД переправили запрос в самые высокие железнодорожные инстанции.
Этот вагон, а точнее, три вагона, начали делать в котласском вагонном депо в 2002 году по приказу тогдашнего министра путей сообщения. Благословил работы почивший ныне епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Куратором благого дела в Котласе стал отец Николай, настоятель Свято-Стефановского храма. Как он рассказал, вагоны под передвижной храм реконструировали из вагонов разного назначения.
Один вагон предусматривался непосредственно для проведения служб, два других – под трапезную и для сопровождающего персонала. Проект переделки под передвижной вагон-храм был представлен московской епархией.
Не остались в стороне, приложив руки к изменению внешнего вида вагонов, несколько котласских художников. В их числе – известный Юрий Чирков.
– Вагоны были выкрашены в светлые тона.
На них мы нарисовали Георгия Победоносца, нанесли надпись на церковнославянском языке, другую символику православной церкви, – вспоминает Юрий Иванович.
По его словам, изнутри все вагоны выглядели великолепно. А в вагоне-храме было все как в настоящей церкви: престол, иконостас, алтарь, купель и прочие церковные атрибуты.
Другие мастера тоже постарались для внутреннего убранства храма на колесах. Так, на иконостас была нанесена имитация золота –
поталь. Иконы расписывали в одном из монастырей нашей области. Киоты из цельного куска дуба, как сказал Юрий Иванович, вырезали искусные коряжемские резчики по дереву.
– Насколько я знаю, на всей РЖД это был второй вагон-храм. Подобный уже курсировал по Уралу. В общем, было приятно работать для воплощения в жизнь такой хорошей задумки, – добавил он.
В общей сложности стоимость работ, предположительно, колебалась в районе нескольких миллионов рублей. И сейчас это немалые средства, а уж по тем временам...
Отметим, что передвижные храмы-вагоны курсируют по российским железным дорогам с 1999 года. В 2002 году руководство ОАО «Российские железные дороги» передало в дар Новосибирской епархии вагон-церковь во имя святителя Николая Мирликийского. Восточно-Сибирская железная дорога передала в дар Иркутской епархии вагон-церковь, освященный во имя Святого Иннокентия.
Наши вагоны были готовы к поездкам в 2003 году, то есть совместному детищу местных железнодорожников и служителей церкви через год исполнится десять лет. Вот только вагоны так ни разу и не вышли в рейс. Ни в одной структуре на их содержание и эксплуатацию не нашлось средств. Получается, что по вине людей свою основную цель – участвовать в духовном возрождении России – вагоны так и не выполнили.
– Больно из-за такой человеческой безалаберности, – переживают те, кто почти десять лет назад вложил все свои силы и душу в это благое дело.
Вдобавок, у них есть опасения, что в связи с реформами РЖД вагон-храм могут переоборудовать под другие нужды: бытовку, склад и тому подобное.
Трепетно относится ко всему происходящему и Юрий Чирков, который считает, что «мобильный храм обязательно должен курсировать по деревням и селам для возрождения веры», и отец Николай, настоятель Свято-Стефановского храма.
– Проводить богослужения, исповедаться, причащаться, проводить обряды крещения, венчания и отпевания в тех местах, где у верующих людей нет возможности посещать церковь, – именно для этого предназначался этот прекрасный вагон-храм. А сейчас он стоит на запасном пути. Где находятся другие два вагона – не знаю, – говорит отец Николай. – Если уж нет денег пускать его по маршруту, то можно было бы поставить, например, в Киземе.
Хотя, по словам отца Николая, передвигаясь по деревням и весям, где нет дома Господня, вагон-храм способствовал бы укреплению веры. В свете последних событий, когда, по мнению Русской православной церкви, идет планомерная дискредитация церкви (22 апреля во всех кафедральных соборах епархий РПЦ прошел всеобщий молебен в защиту церкви и ее поруганных святынь), это особенно важно.
Обрисовав сложившуюся ситуацию и поинтересовавшись будущим православного передвижного вагона-храма, мы направили запросы от нашей редакции в Архангельскую епархию и в пресс-службу Северной железной дороги.
Вот ответ служителей церкви за подписью М. Насонова, руководителя информационно-издательского отдела Архангельской епархии: «В связи с назначением на Архангельскую кафедру нового правящего архиерея в ОАО «РЖД» от Архангельской епархии было направлено соответствующее обращение о предоставлении информации о вагоне-храме. Как только данная информация будет получена, будут выработаны и дальнейшие решения».
Со стороны железнодорожного начальства – молчание. Видимо, сотрудники пресс-службы СЖД переправили запрос в самые высокие железнодорожные инстанции.