Автор: Руслан ДМИТРИЕВ, преподаватель автомеханического отделения КРУ
В Котласе дороги просели очень сильно и, конечно, лучший вариант – их поднять и выровнять.
Но чтобы они были достаточно износостойкими и долговечными, без особого напряжения выдерживали сезонные изменения нашего климата, необходимо сделать расчет дорог на прочность и определить толщину каждого слоя. Может получиться, что 100 сантиметров песка, 50 сантиметров щебня и 12 сантиметров асфальта, о которых говорит председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и экологии, может и не хватить.
На самом деле асфальтобетонная дорога состоит из 6 слоев. Первый слой – обычный грунт. Чтобы соблюсти правильную геометрию дороги, его снимают, а затем уплотняют. Второй слой – песок. Он выполняет роль дренажного и морозозащитного слоя. Третий слой – щебень или гравий. Данный слой называется основанием. Щебень заметно жестче и прочнее лежащего под ним песка, но менее прочен, чем находящийся выше асфальт. Это позволяет равномерно передавать нагрузку от более плотных к менее плотным слоям. Четвертый слой – базовый слой асфальта, пятый – промежуточный слой асфальта, шестой – покрытие.
Теперь рассмотрим пути решения дорожной проблемы. Думаю, идея взять кредит должна отпасть сама собой по той простой причине, что отдавать надо будет больше, чем взяли. Тем более что городской бюджет сегодня и так дефицитный. Что же касается проведения конкурсов, то по Федеральному закону № 94-ФЗ о госзакупках, строить, а затем обслуживать и ремонтировать одну и ту же дорогу могут три разных предприятия. Из этого следует, что никакой ответственности за качество своей работы они могут не нести, так как имеют возможность легко перекладывать вину друг на друга. И еще один очень важный нюанс – главным условием победы в конкурсе является наименьшая цена, независимо от квалификации и репутации дорожной организации. А качество дешевым быть не может. Есть и еще важное обстоятельство – соблюдение технологии ремонта дорог. Привычные нам материалы, такие как песок, щебень, имеют определенные марки и сорта. Совсем не факт, что при ремонте будут уложены именно те материалы, что указаны в сметах. И если качество укладываемого асфальта проверить можно, то сорт и толщину слоя уже уложенных песка и щебня – нет! И тут открывается широкий простор для финансового мошенничества: уложи слой щебня в 30 сантиметров вместо требуемых 50 сантиментров – и сэкономишь на материалах. А можно указать в документах требуемый сорт песка и дальность доставки 100 километров, а привезти обычный из ближайшего карьера, и так далее.
Каким видится выход из сложившейся ситуации? Нужно организовать жесткий учет и контроль процесса ремонта дорог: замерять толщину слоев укладываемых песка, щебня и асфальта. Проверять качество используемых материалов и сравнивать с теми, что указаны в сметах. При выявлении фактов мошенничества привлекать к ответственности. Заключать контракт на ремонт и обслуживание дорог только с одной организацией. В контракте обязательно указать, чтобы данный подрядчик сам обслуживал отремонтированные им дороги на протяжении 10 лет. Тогда экономить на материалах ему будет не так выгодно.
Но чтобы они были достаточно износостойкими и долговечными, без особого напряжения выдерживали сезонные изменения нашего климата, необходимо сделать расчет дорог на прочность и определить толщину каждого слоя. Может получиться, что 100 сантиметров песка, 50 сантиметров щебня и 12 сантиметров асфальта, о которых говорит председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и экологии, может и не хватить.
На самом деле асфальтобетонная дорога состоит из 6 слоев. Первый слой – обычный грунт. Чтобы соблюсти правильную геометрию дороги, его снимают, а затем уплотняют. Второй слой – песок. Он выполняет роль дренажного и морозозащитного слоя. Третий слой – щебень или гравий. Данный слой называется основанием. Щебень заметно жестче и прочнее лежащего под ним песка, но менее прочен, чем находящийся выше асфальт. Это позволяет равномерно передавать нагрузку от более плотных к менее плотным слоям. Четвертый слой – базовый слой асфальта, пятый – промежуточный слой асфальта, шестой – покрытие.
Теперь рассмотрим пути решения дорожной проблемы. Думаю, идея взять кредит должна отпасть сама собой по той простой причине, что отдавать надо будет больше, чем взяли. Тем более что городской бюджет сегодня и так дефицитный. Что же касается проведения конкурсов, то по Федеральному закону № 94-ФЗ о госзакупках, строить, а затем обслуживать и ремонтировать одну и ту же дорогу могут три разных предприятия. Из этого следует, что никакой ответственности за качество своей работы они могут не нести, так как имеют возможность легко перекладывать вину друг на друга. И еще один очень важный нюанс – главным условием победы в конкурсе является наименьшая цена, независимо от квалификации и репутации дорожной организации. А качество дешевым быть не может. Есть и еще важное обстоятельство – соблюдение технологии ремонта дорог. Привычные нам материалы, такие как песок, щебень, имеют определенные марки и сорта. Совсем не факт, что при ремонте будут уложены именно те материалы, что указаны в сметах. И если качество укладываемого асфальта проверить можно, то сорт и толщину слоя уже уложенных песка и щебня – нет! И тут открывается широкий простор для финансового мошенничества: уложи слой щебня в 30 сантиметров вместо требуемых 50 сантиментров – и сэкономишь на материалах. А можно указать в документах требуемый сорт песка и дальность доставки 100 километров, а привезти обычный из ближайшего карьера, и так далее.
Каким видится выход из сложившейся ситуации? Нужно организовать жесткий учет и контроль процесса ремонта дорог: замерять толщину слоев укладываемых песка, щебня и асфальта. Проверять качество используемых материалов и сравнивать с теми, что указаны в сметах. При выявлении фактов мошенничества привлекать к ответственности. Заключать контракт на ремонт и обслуживание дорог только с одной организацией. В контракте обязательно указать, чтобы данный подрядчик сам обслуживал отремонтированные им дороги на протяжении 10 лет. Тогда экономить на материалах ему будет не так выгодно.
Согласно смете на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования, которая выставлена на конкурс на сайте администрации МО «Котлас», затраты на первую операцию «Исправление профиля щебеночного основания с добавлением нового материала» составляет примерно 8 процентов затрат. В намеченных объемах ремонта это сотни тысяч рублей. Насколько качественно выполняется эта операция (и выполняется ли вообще), желающие могут увидеть при проведении очередного ремонта дорожного покрытия.