Светлана АНТРОПОВА
В конце апреля на Северной Двине произошла трагедия. Шесть молодых мужчин уехали на рыбалку и не вернулись. На следующий день после того, как было найдено тело последнего рыбака, состоялись похороны. Трагическая ситуация, когда сотрудники МЧС в Котласе не смогли помочь рыбакам, стала предметом разбирательства на прошедшей 15 мая сессии Собрания депутатов, в ходе которого народные избранники рассмотрели все перипетии этой истории.
Владислав Елезов, Алексей Поломодов, Вадим Шиловский, Сергей Соколовский и братья Роман и Анатолий Вологдины были друзьями. 25 апреля на одной лодке «Обь М» они отправились на рыбалку. Рыбачили два дня, а 27 апреля было объявлено штормовое предупреждение. В тот же день около 14 часов на номер 01 поступил звонок от рыбаков. Как удалось узнать, он был сделан с телефона Романа Вологдина. По словам начальника управления МЧС в Котласе Тадеуша Валявко, звонивший не смог ответить на вопросы дежурного, хотя разговор длился целых пять минут.
– Звонивший ничего связно не отвечал, – рассказывает он. – Не мог назвать ни фамилию, ни местонахождение. С лодки слышались выкрики: «Да пошли ты их подальше!» В итоге в журнале записано: «Сообщили с реки Северная Двина, что шесть подростков находятся в лодке, мотор сломался. Произошло это в районе Марковского полоя напротив Тулубьево. На веслах не перебраться – большая волна».
Согласно записям в журнале, в 18 часов по номеру 01 позвонила мать братьев Вологдиных. Тадеуш Валявко уверяет, что на тот момент рыбаков спасти было невозможно, а сотрудники службы сделали все, что могли. Однако родственники и друзья погибших уверены в обратном. По их словам, сотрудники МЧС просто не захотели спасать ребят. Мы опубликуем три выдержки из газеты «Северный комсомолец», в которой прозвучало их мнение.
Около четырех часов вечера родственники рыбаков уже атаковали телефонными звонками городскую службу спасения и МЧС. Думали, что лодку прибило к берегу, может, к острову, и рыбаки кукуют где-то на берегу в ожидании помощи. Однако никто на паникующих родственников должным образом не реагировал, и уж тем более никто не делал то, что они просили – отправиться на поиски рыбаков. Как объясняли родственникам, у МЧС нет лодки. И как потом выяснилось, без специального заявления от родственников искать никто никого не стал бы.
– Когда все это случилось, я заявлял прямо и открыто: мы этих людей спасти не смогли бы, – говорит Тадеуш Валявко. – В 13 часов 56 минут они находились в лодке, послать им на помощь в тот момент нам было нечего. Мы бы спасли их без проблем, если бы они остались на Марковском острове, где был разбит лагерь, и не предприняли бы попытку вернуться домой. Мы спасли бы их через два часа, а может быть, и быстрее, потому что у нас существуют договорные обязательства с Северодвинским бассейновым управлением путей.
Журналисты «Комсомольца» пишут о том, что два часа – с 14 до 16 часов – сотрудники МЧС не предпринимали никаких попыток спасти рыбаков. Однако Тадеуш Валявко заверяет, что на звонок они отреагировали сразу: были оповещены Государственная инспекция по маломерным судам, районный отдел милиции, бассейновое управление «Севводпуть», а матери двоих пропавших рыбаков, Татьяне Вологдиной, вечером дали проводника, чтобы вместе с ним проехать по берегу реки и поискать ребят.
– Работа со стороны службы 01 и оперативного дежурного комитета гражданской защиты началась незамедлительно, – говорит Тадеуш Валявко. – Марковский полой напротив Тулубьево – это расстояние дай боже!
Запись о звонке по телефону 01 занесена в журнал в 16.30. Звонок рыбаков зафиксирован в 13.56. То есть оперативный дежурный службы спасения сообщил оперативному дежурному МЧС о звонке с телефона Вологдина только через два с лишним часа! В два часа шестеро рыбаков были живы! Были ли они живы в четыре часа, никто не знает. Как никто не знает и ответа на вопрос, как развивались бы события, прореагируй МЧС на просьбу рыбаков о помощи сразу же, то есть в два часа.
Как рассказал Тадеуш Валявко, инспекторы Государственной инспекции по маломерным судам в тот момент как раз находились на катере на реке, но из-за большой волны водой захлестнуло мотор, и они сами не могли вы-браться оттуда. Служба спасения тоже получила сигнал о чрезвычайной ситуации, но выехать не могла по одной причине: из плавсредств у них есть только резиновая лодка, а отправлять на ней спасателей на реку в штормовую погоду – посылать их на верную гибель. Через два часа о случившемся были извещены специалисты бассейнового управления. В 19 часов 40 минут в районе Нечаихи они нашли две лодки – «Обь» и «Казанка-5», но среди людей, которые находились в них, пропавших не было. Найти рыбаков, по словам Тадеуша Валявко, оказалось задачей не из легких – координаты были более чем расплывчатые.
Около полуночи было обнаружено тело первого рыбака. На следующий день, как говорят оперативники, спасатели работали на катере и вертолете (в первый день вертолет не мог вылететь из-за непогоды, скорость ветра достигала 15 метров в секунду).
В районе Марковского полоя братья Зубаревы (Александр – егерь шипицынского обхода, Анатолий – инспектор рыбоохраны) внезапно увидели плавающую оранжевую лодку. Подъехали, она оказалась перевернутой. Александру вдруг послышался стон. Братья попытались приподнять лодку багром – и опять послышался стон. Братья стали кричать, оглядываться и неожиданно увидели на кустах в воде человека.
– Мы затащили его в лодку, а он еще гибкий, живой, неокоченевший. Смотрим: вроде дышит. А пульс прощупать не можем. Мы тотчас же позвонили в скорую и шипицынскому участковому.
Однако скорая на берегу констатировала смерть.
Тело последнего рыбака нашли 29 апреля днем.
По словам специалистов, продержаться в воде, температура которой не выше пяти градусов, человек может всего лишь около 15 минут. Потом, как правило, наступает изотермия – человека парализует от переохлаждения, он не может двигаться, поэтому тонет.
– Мы для спасения людей сделали все: подняли вертолет, катера, – говорит Тадеуш Валявко. – Но нельзя же в отсутствие навигации делать навигацию! Волна на реке на самом глубоком месте была полтора метра, а на мелкоте – больше двух метров!
Депутаты, с пристрастием расспрашивавшие Тадеуша Валявко, требовали его сказать, какую технику и аппаратуру необходимо иметь службе МЧС, чтобы таких трагедий больше не повторилось. Но, к их удивлению, начальник управления МЧС в Котласе ответил, что проблем у службы нет.
– Этот вопрос продуман, – сказал он. – Утверждена программа, по которой у нас все будет. Я не сижу на месте. На сегодняшний день я трудностей не испытываю. Тем более что есть договоры с организациями, и обязательства по ним выполняются. Если нужно, будет и транспортное обеспечение, и гостиница, и питание, и палаточный городок. Наша служба добросовестно работала. Но делать акцент на МЧС неправильно. Поиском пропавших занимается районный отдел внутренних дел. Я же отвечаю за город. Задачи по спасению выполняет Котласская городская служба спасения, но она не выезжает в район, так как с ним нет договорных обязательств: никто не хочет вкладывать деньги в службу спасения, кроме нашего города.
На это ЧП обратил внимание глава области Илья Михальчук. Он заявил о том, что необходимо серьезно проанализировать причины случившегося.
«Я понимаю, что мы не в силах влиять абсолютно на все, но обязаны делать все возможное, когда речь идет о жизни людей», – сказал губернатор.
Николай САМЫЛОВСКИЙ
старший госинспектор Котласского инспекторского участка центра ГИМС МЧС РФ по Архангельской области.
Сила ветра в порывах достигала 5–6 баллов по шкале Бофорта и состояние поверхности воды достигало 4–5 баллов. В такую погоду выходить в плавание на моторной лодке типа «Обь М» крайне опасно. По технической характеристике она способна плавать при волнении до 3 баллов. Судно не проходило техническое освидетельствование на годность к плаванию в текущую навигацию. Кроме того, была нарушена норма пассажировместимости и, естественно, грузоподъемности. На борту находились шесть человек при норме четыре. Судно не было снабжено индивидуальными спасательными средствами согласно нормам. Лицо, управляющее маломерным судном, грубо нарушило Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Архангельской области. Навигация для маломерных судов в Котласском районе открылась 28 апреля.