Александр Хрусталев пишет книгу о приводинском Николаево-Прилуцком монастыре. Сегодня мы публикуем главы из книги.
Ничто так не привлекает в старинных русских поселениях, как следы первоначальной древности. Хочется разглядеть в холмах остатки крепостного вала, жилые и храмовые постройки. Но разрушительная стихия времени многое унесла в небытие.
Сейчас трудно поверить, что еще в начале 20-х годов прошлого столетия на левом берегу Малой Северной Двины в районе Мининой Полянки вблизи Приводино красовался ансамбль Прилуцкого Николаевского монастыря. Действовал он более 450 лет, а в течение нескольких дней был запрещен, разогнан, населявшие его монахи выселены.
Впервые монастырь упоминается в «Грамоте Ростовского архиепископа Никандра на Устюг соборному протопопу Феодосию… от 7 мая 1561 года». То есть во времена Ивана Грозного монастырь уже существовал. Первоначально все его постройки были деревянными.
При преемнике Иоанна IV, царе Федоре Иоанновиче, монастырь сгорел. Сохранилась челобитная, посланная государю богомольцами игуменом Авраамьище яже о Христе с братьею, где он рассказывает, что в 105 (1597) году майя в 30 день погорели оба храма с образами и книгами и со всею церковною утварью, а также кельи и дворцы, что были около монастыря, со всем имуществом. Тогда погибло много письменных актов на владение монастырем разными поземельными угодьями.
Из данной челобитной видно, что непростые взаимоотношения складывались между монастырем и крестьянами близлежащих деревень: «…Государь, многие люди съехались Устюжскаго уезда Вотложемкие волости, крестьяне Иван Григорьев, сын Сабуров, да Иван Артемьев, сын Хабаров… многие незнаемые люди, кои на пожаре были, и меня, игумена Авраамьища, связали и хотели в огонь кинути, да и всю братию хотели… амбар россекли ж и казну и рожь по себе рознесли… Государь, те люди угрожают боем и грабежом и пожегом и всяким лихим делом хвалятся везде…»
В Смутное время в 1613 году Николаево-Прилуцкий монастырь разграбили шайки поляков и литовцев, «воровских людей», и в результате он пришел в упадок. Однако уже в 1614 году силами братии и на средства благотворителей монастырь был восстановлен, и с каждым годом в нем увеличивалось число половничьих, работничьих и скотских дворов. По писцовым книгам 1625 года устюжских писцов Никиты Вышеславцева и подьячего Аггея Федорова в Прилуцком монастыре значились две деревянные церкви, колокольня брусчатая, рубленая, на ней часы боевые и шесть колоколов, семь келий, хлебня и поварня. Тот же документ описывает, что в Николаевском храме были местный чудотворный образ святого Николая, писан на золоте, венец серебряный позолоченный, образ святого великомученика Георгия – тоже на золоте, с деяниями. Главный источник доходов обители составляли денежные и другие пожертвования благочестивых посетителей. В год собиралось около тысячи рублей. Среди крупных благотворителей – графиня А. А. Орлова-Чесменская (пожертвовала 5 тысяч рублей), санкт-петербургская купчиха Елена Кондратьева и гражданка Москвы Елизавета Лямина (передали Святые Евангелия с «сребропозлащенными во всю деку окладами и изображениями»), Афанасий Федотович Гусельников (пожертвовал старинное серебряное кадило 1676 года весом 1,25 фунта).
В архиве церкви хранилось краткое рукописное сказание о монастыре, составленное в 1840 году на основании некоторых монастырских архивных бумаг. В нем сообщается описание восьми чудес, бывших пред особенно почитаемыми иконами святого Николая Мирликийского и великомученика Георгия Победоносца. Первое – о бесноватом Гаврииле 1647 года, второе – о слепом Василии, третье – о расслабленном Иване 1688 года, четвертое – о беснующемся Феодоре, пятое – о Спиридоне Рянгусове, шестое – о жене, изступившей ума, седьмое – о расслабленном Кононе, восьмое – о имущем духа нечистого. Но все же главным средством содержания монастыря служила земля. Монастырю принадлежали огромные пахотные угодья и сенокосные пожни, скотский двор, овин, мукомольная водяная мельница в шести верстах на речке Удиме.
Монахи занимались земледелием, скотоводством, ловили рыбу. Часть собранного и переработанного урожая шла на продажу. В таможенных записях постоянно встречаются указания о покупке хлеба устюжанами «на Югу в волостях», «на Двине в волостях» (в том числе в Черевкове, Алексине, Ягрыше, Приводине, Пермогорье, Белой Слуде, на Прилуке, Комарице, Синеге). Торговые люди закупали большие партии крестьянского хлеба для вывоза в Холмогоры и Архангельск. Монастыри Двинской трети Устюжского уезда – Николаево-Прилуцкий и расположенный еще севернее Телегов (в волости Канзе Комарицкого стана) – лежали на удобном речном пути к Холмогорам. О вывозе зерна на Север Николаево-Прилуцким и Телеговым монастырями встречаются многочисленные упоминания в источниках.
По своим вотчинам Николаевский Прилуцкий монастырь, также как Гледенский и Телегов, принадлежал к числу тяглых монастырей, то есть тянул тягло и служил службы с посадскими и с волостными людьми вместе.
Перед закрытием в монастыре находилась каменная церковь, одноэтажная, одноглавая, с колокольней, построенная в 1746 году. В холодном отделении церкви – престол во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца, в теплом – два престола: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (освящен в 1744 году) и придельный на южной стороне – во имя святого великомученика Георгия Победоносца (освящен в 1778 году).
С южной стороны входа уст-роена просторная ризничная палатка, а с северной – братская келья. На колокольне 11 колоколов (самый большой весом 152 пуда 38 фунтов). На юго-восток от церкви – небольшая деревянная часовня, заново перестроенная в 1892 году. Внутри часовни – родник. Часовню осеняет огромный вековой кедр – остаток существовавшей в старину при монастыре кедровой рощи. На юго-запад от церкви – каменный одноэтажный поместительный корпус настоятельских и братских келий с трапезою и кухней, построенный в 1840 году. В линию с каменным корпусом к западу устроен в 1892 году деревянный корпус. К северо-западу от настоятельско-братского корпуса – деревянные службы: скотный двор с избою, каретник, конюшни, два погреба, амбар и баня. Вместо прежней деревянной ограды возвышается новая кирпичная стена с башнями по углам. Вне монастыря на углу юго-западной стороны ограды, на берегу залива, устроен в 1894 году деревянный двух-этажный дом с четырьмя довольно поместительными, приличными квартирами для бывших служащих при пароходстве купца Булычева. Число монашествующих и живущих в монастыре на послушании в 1898 году было 18 человек с настоятелем.
Трагической оказалась не только судьба самого монастыря, стертого с лица земли, но и его бывших настоятелей. Игумен Павел (Моисеев Иван Яковлевич), настоятель монастыря в 1890–1901 годах, игумен Феодосий (Соболев Феодор), настоятель в 1902–1907 годах, послушник в 1902–1904 годах иеромонах Серафим (Николай) Кулаков расстреляны 30 сентября 1918 года. Шесть лет назад Священным синодом Русской православной церкви они включены в собор новомучеников и исповедников российских ХХ века. Игумен Антоний (Пупов Лаврентий Платонович), настоятель с 1919 года до закрытия, расстрелян в 1941 году. Иеромонах Василий (Сергей) Смертин расстрелян 29 ноября 1941 года. Иеромонах Мефодий (Макаров Михаил Федорович) 1 марта 1931 года арестован за то, что «придерживался тихоновской ориентации», за богослужением упоминал митрополита Петра Крутицкого (Полянского).
К сожалению, авторы Поморской энциклопедии и словом не обмолвились об этом монастыре с нелегкой судьбой, который находился на территории современного Котласского района более 450 лет.
Кроме Николаевского Прилуцкого мужского монастыря, на территории Котласского района в XV–XX веках существовали Борисоглебский монастырь (в Сольвычегодске), Черниговский во имя святого Иоанна Предтечи монастырь (близ Сольвычегодска), в честь введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь (в Сольвычегодске), в честь Сретения Господня монастырь (в Сольвычегодске), Коряжемский во имя святого Николая Чудотворца монастырь (в Сольвычегодском уезде).