на правах рекламы

Расцвет и гибель приводинского монастыря

23 декабря 2011 Автор: Александр ХРУСТАЛЕВ, член Союза краеведов России
 (голосов: 10)
Расцвет и гибель приводинского монастыря
Александр Хрусталев пишет книгу о приводинском Николаево-Прилуцком монастыре. Сегодня мы публикуем главы из книги.


Ничто так не привлекает в старинных русских поселениях, как следы первоначальной древности. Хочется разглядеть в холмах остатки крепостного вала, жилые и храмовые постройки. Но разрушительная стихия времени многое унесла в небытие.

Сейчас трудно поверить, что еще в начале 20-х годов прошлого столетия на левом берегу Малой Северной Двины в районе Мининой Полянки вблизи Приводино красовался ансамбль Прилуцкого Николаевского монастыря. Действовал он более 450 лет, а в течение нескольких дней был запрещен, разогнан, населявшие его монахи выселены.
Впервые монастырь упоминается в «Грамоте Ростовского архиепископа Никандра на Устюг соборному протопопу Феодосию… от 7 мая 1561 года». То есть во времена Ивана Грозного монастырь уже существовал. Первоначально все его постройки были деревянными.
При преемнике Иоанна IV, царе Федоре Иоанновиче, монастырь сгорел. Сохранилась челобитная, посланная государю богомольцами игуменом Авраамьище яже о Христе с братьею, где он рассказывает, что в 105 (1597) году майя в 30 день погорели оба храма с образами и книгами и со всею церковною утварью, а также кельи и дворцы, что были около монастыря, со всем имуществом. Тогда погибло много письменных актов на владение монастырем разными поземельными угодьями.
Из данной челобитной видно, что непростые взаимоотношения складывались между монастырем и крестьянами близлежащих деревень: «…Государь, многие люди съехались Устюжскаго уезда Вотложемкие волости, крестьяне Иван Григорьев, сын Сабуров, да Иван Артемьев, сын Хабаров… многие незнаемые люди, кои на пожаре были, и меня, игумена Авраамьища, связали и хотели в огонь кинути, да и всю братию хотели… амбар россекли ж и казну и рожь по себе рознесли… Государь, те люди угрожают боем и грабежом и пожегом и всяким лихим делом хвалятся везде…»
В Смутное время в 1613 году Николаево-Прилуцкий монастырь разграбили шайки поляков и литовцев, «воровских людей», и в результате он пришел в упадок. Однако уже в 1614 году силами братии и на средства благотворителей монастырь был восстановлен, и с каждым годом в нем увеличивалось число половничьих, работничьих и скотских дворов. По писцовым книгам 1625 года устюжских писцов Никиты Вышеславцева и подьячего Аггея Федорова в Прилуцком монастыре значились две деревянные церкви, колокольня брусчатая, рубленая, на ней часы боевые и шесть колоколов, семь келий, хлебня и поварня. Тот же документ описывает, что в Николаевском храме были местный чудотворный образ святого Николая, писан на золоте, венец серебряный позолоченный, образ святого великомученика Георгия – тоже на золоте, с деяниями. Главный источник доходов обители составляли денежные и другие пожертвования благочестивых посетителей. В год собиралось около тысячи рублей. Среди крупных благотворителей – графиня А. А. Орлова-Чесменская (пожертвовала 5 тысяч рублей), санкт-петербургская купчиха Елена Кондратьева и гражданка Москвы Елизавета Лямина (передали Святые Евангелия с «сребропозлащенными во всю деку окладами и изображениями»), Афанасий Федотович Гусельников (пожертвовал старинное серебряное кадило 1676 года весом 1,25 фунта).
В архиве церкви хранилось краткое рукописное сказание о монастыре, составленное в 1840 году на основании некоторых монастырских архивных бумаг. В нем сообщается описание восьми чудес, бывших пред особенно почитаемыми иконами святого Николая Мирликийского и великомученика Георгия Победоносца. Первое – о бесноватом Гаврииле 1647 года, второе – о слепом Василии, третье – о расслабленном Иване 1688 года, четвертое – о беснующемся Феодоре, пятое – о Спиридоне Рянгусове, шестое – о жене, изступившей ума, седьмое – о расслабленном Кононе, восьмое – о имущем духа нечистого. Но все же главным средством содержания монастыря служила земля. Монастырю принадлежали огромные пахотные угодья и сенокосные пожни, скотский двор, овин, мукомольная водяная мельница в шести верстах на речке Удиме.
Монахи занимались земледелием, скотоводством, ловили рыбу. Часть собранного и переработанного урожая шла на продажу. В таможенных записях постоянно встречаются указания о покупке хлеба устюжанами «на Югу в волостях», «на Двине в волостях» (в том числе в Черевкове, Алексине, Ягрыше, Приводине, Пермогорье, Белой Слуде, на Прилуке, Комарице, Синеге). Торговые люди закупали большие партии крестьянского хлеба для вывоза в Холмогоры и Архангельск. Монастыри Двинской трети Устюжского уезда – Николаево-Прилуцкий и расположенный еще севернее Телегов (в волости Канзе Комарицкого стана) – лежали на удобном речном пути к Холмогорам. О вывозе зерна на Север Николаево-Прилуцким и Телеговым монастырями встречаются многочисленные упоминания в источниках.
По своим вотчинам Николаевский Прилуцкий монастырь, также как Гледенский и Телегов, принадлежал к числу тяглых монастырей, то есть тянул тягло и служил службы с посадскими и с волостными людьми вместе.
Перед закрытием в монастыре находилась каменная церковь, одноэтажная, одноглавая, с колокольней, построенная в 1746 году. В холодном отделении церкви – престол во имя святого Николая Мирликийского Чудотворца, в теплом – два престола: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (освящен в 1744 году) и придельный на южной стороне – во имя святого великомученика Георгия Победоносца (освящен в 1778 году).
С южной стороны входа уст-роена просторная ризничная палатка, а с северной – братская келья. На колокольне 11 колоколов (самый большой весом 152 пуда 38 фунтов). На юго-восток от церкви – небольшая деревянная часовня, заново перестроенная в 1892 году. Внутри часовни – родник. Часовню осеняет огромный вековой кедр – остаток существовавшей в старину при монастыре кедровой рощи. На юго-запад от церкви – каменный одноэтажный поместительный корпус настоятельских и братских келий с трапезою и кухней, построенный в 1840 году. В линию с каменным корпусом к западу устроен в 1892 году деревянный корпус. К северо-западу от настоятельско-братского корпуса – деревянные службы: скотный двор с избою, каретник, конюшни, два погреба, амбар и баня. Вместо прежней деревянной ограды возвышается новая кирпичная стена с башнями по углам. Вне монастыря на углу юго-западной стороны ограды, на берегу залива, устроен в 1894 году деревянный двух-этажный дом с четырьмя довольно поместительными, приличными квартирами для бывших служащих при пароходстве купца Булычева. Число монашествующих и живущих в монастыре на послушании в 1898 году было 18 человек с настоятелем.
Трагической оказалась не только судьба самого монастыря, стертого с лица земли, но и его бывших настоятелей. Игумен Павел (Моисеев Иван Яковлевич), настоятель монастыря в 1890–1901 годах, игумен Феодосий (Соболев Феодор), настоятель в 1902–1907 годах, послушник в 1902–1904 годах иеромонах Серафим (Николай) Кулаков расстреляны 30 сентября 1918 года. Шесть лет назад Священным синодом Русской православной церкви они включены в собор новомучеников и исповедников российских ХХ века. Игумен Антоний (Пупов Лаврентий Платонович), настоятель с 1919 года до закрытия, расстрелян в 1941 году. Иеромонах Василий (Сергей) Смертин расстрелян 29 ноября 1941 года. Иеромонах Мефодий (Макаров Михаил Федорович) 1 марта 1931 года арестован за то, что «придерживался тихоновской ориентации», за богослужением упоминал митрополита Петра Крутицкого (Полянского).
К сожалению, авторы Поморской энциклопедии и словом не обмолвились об этом монастыре с нелегкой судьбой, который находился на территории современного Котласского района более 450 лет.
Кроме Николаевского Прилуцкого мужского монастыря, на территории Котласского района в XV–XX веках существовали Борисоглебский монастырь (в Сольвычегодске), Черниговский во имя святого Иоанна Предтечи монастырь (близ Сольвычегодска), в честь введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь (в Сольвычегодске), в честь Сретения Господня монастырь (в Сольвычегодске), Коряжемский во имя святого Николая Чудотворца монастырь (в Сольвычегодском уезде).
Расцвет и гибель приводинского монастыряРасцвет и гибель приводинского монастыряРасцвет и гибель приводинского монастыря


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Цитата
  • В. Вилежаня

  • 23 декабря 2011 17:05
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
// Трагической оказалась не только судьба самого монастыря, стертого с лица земли, но и его бывших настоятелей. ///
Так, для справки. Плакателей по ушедшим монастырям хватает. Не худо бы выслушать и другую сторону.
Монастыри. Постоянно проводили экспансию в отношении местных жителей. Лучшие земли принадлежали монастырям. Сотни крестьян работали на монастыри. Будь сейчас монастырь, ты, читающий эти строки, мял бы лён на монастырском дворе, а не в комп пялился. Государственная власть старалась ограничивать экспансию монастырей, но ничего не помогало. Этим занимались Петр 1, Екатерина 2. Император Александр 2, а большевиком он не был, прикрыл Коряжемский монастырь,который в свое время был местным административным центром по церковной иерархии. Другими современными словами, достали уже эти монастыри местных мужиков. И когда советская власть стала реально бороться с этими эксплуататорами в монашеских рясах, за них никто не заступался. Более того, одобряли полностью, мужики земли получили монастырские.
И еще. Пострадали монахи от Советской власти, походя так говорится, без рассказа когда и за что. Ясно дело, за веру и из-за кровожадности большевиков. Но я уточню. В 18 году расстреляли во время войны (Гражданской) за активную борьбу против Советской власти. А вы что думаете, в период войны с противниками разговоры разговаривают? В 31 году посажали за антисоветскую пропаганду на 3 года. Не успокоились. В 41 уже после начала войны опять за пропаганду уже расстреляли. Посмотрите приговоры. Так что не всё так просто во взаимодействии монахов и властей. Это не пасторальная картинка, нарисованная в статье.
Цитата
  • ххх

  • 23 декабря 2011 18:36
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
Голодранцы, которые всю свою жизнь ковыряли в носу и ловили рыбку на затоне, при этом постоянно жалуясь на свою бедную жизнь, первыми с приходом к власти большевиков бросились раскулачивать так называемых "кулаков", разорять монастыри и разрушать церковные здания. Нежелание трудиться и нахаляву поживиться - вот главный принцип орущей голытьбы того времени. К сожалению, жить за чужой счет и хорошо, сохранилось и до сих пор. Это главный лозунг коммунистов.
Цитата
  • В. Вилежаня

  • 23 декабря 2011 19:26
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
ххх,
Для справки. Это "голодранцы", по Вашему определению, отвоевали земли от леса для полей, которые впоследствии присвоили себе монастыри. Это "голодранцы" строили монастыри и стены вокруг. Это "голодранцы" работали на монастырских полях и монастырских производствах. Это "голодранцы" носили монахам разные подати.
И еще для справки. Монастыри, практически с самого начала православия на Руси были самыми страшными тюрьмами. Туда сажали несогласных по приговорам церковных и светских властей. В подземные ямы и каменные мешки.
Почитал бы историю, что ли, троешник, прежде чем орать про голодранцев.
Цитата
  • Tdutybw

  • 23 декабря 2011 20:01
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
Монастырь - это обитель Божия на земле, он нес в народ заповеди Христовы: "Не укради, не убей, не прилюбодействуй, не чревоугодничай, возлюби ближнего как самого себя..." Разрушили монастыри - разрушили веру- потеряли совесть. И как Вам не стытно публично заявлять о том, что правильно и сделали революционеры, что уничтожили все святое, расстреляв всех светлых и чистых, духовно богатых людей. Вот теперь и живем до сих пор без царя в голове. Если бы, не церковнослужители, Вы бы до сих пор сидели на лавке и плели лапти, напевая при этом пошлые частушки. Если Вы считаете, что монастырь - тюрьма, то с чем тогда можно сопоставить сталинские ГУЛАГИ?.
Цитата
  • В. Вилежаня

  • 23 декабря 2011 20:12
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
Tdutybw,
Это Вы что-то считаете. Я ничего не считаю. Я привожу исторические факты. Ко мне-то какие претензии? И захват земель, и "монастырские крестьяне" - это такой официальный термин был, и узники в монастырских застенках. Неужели не слыхали?
Я вам советую открыть учебник истории.
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Комментариев: 70
  • Публикаций: 0
А вам не приходило в голову,что расстреливать безоружных монахов,,,,ну как-то не по мужски,мягко говоря..Расстрел священослужителей и разрушение церквей это самый большой позор коммунистов,,,Хотя чего удивляться вся верхушка коммунистов была не православная(мягко говоря)....

И кстати ,все учебники коммунистической истории выкиньте в печь..Там все факты в одну сторону,,,надо же было себя обелить...
Цитата
  • В. Вилежаня

  • 23 декабря 2011 20:55
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
казак,
А вам не приходило в голову поинтересоваться, за что расстреливают людей во время войны? За то, что он безоружный монах или за что-то другое.
Для примера, за что гоняют цыгана? За то, что он цыган или за то, что он лошадь украл?
Повторяю вопрос. Ко мне какие претензии? Я что соврал? Не правду сказал? Выдумал чего?
Или вам правда не нравится?
Цитата
  • serezhdokki

  • 23 декабря 2011 21:12
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
Эх возродить бы монастырь. А то от этих кабаков да боулингов уже тошнит...
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Комментариев: 70
  • Публикаций: 0
В. Вилежаня.Там где я родился ,цыган гоняют за героин....а к вам нет претензий...Претензии к коммунистической истории...

Кстати в Котласе у меня есть хорошие знакомые ,цыгане,и в щерковь они ходят, и наркоту не продают...Вообще Котлас толерантный город...
Цитата
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
И как только у Вас язык повернулся с такой ненавистью обрушиться на священнослужителей. Будучи председателем генеалогического общества г.Котласа Вы только и делаете, что перелистываете страницы клировых ведомостей и метрических книг церквей и монастырей. Стыд и Позор такому председателю. Да в прочем Бог Вам судья.
Цитата
  • В. Вилежаня

  • 26 декабря 2011 09:18
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
Сергей,
Уважаемый Сергей. Повторяю вопрос для Вас. Где Вы увидели мою ненависть к священнослужителям? Или та правда, которую я говорю, не укладывается у вас в голове и воспринимается, как ненависть? Именно потому, что я листаю клировые ведомости и другие исторические документы, а не смотрю рассказы об истории по телевизору, дают мне право говорить так.
А дальше можете не читать, это не для Вас. Любая публикация, претендующая на роль исторического исследования должна быть ВСЕСТОРОННЕЙ. То есть показывать обстановку того времени, характеризовать всех участников событий, мотивацию их действий, рассматривать все обстоятельства. Даже если это кому-то не нравится. И ни коим образом быть односторонней. В том числе и по этому монастырю. Какими силами был построен монастырь, сколько у него было земель, сколько было крепостных монастырских крестьян, которые работали на монахов, на чью сторону встали монахи во время Гражданской войны в стране и чем конкретно занимались в этот период? Как относились местные мужики к монастырю и монастырским притязаниям? А из общей обстановки нужно было добавить, что в период Гражданских войн расстреливают не только монахов. Ничего подобного в статье даже близко нет. А что есть? Есть монастырь, неизвестно кем построенный, монахи, которые питаются Святым Духом и молятся за спасение заблудших. Потом пришли кровожадные большевики и постреляли всех монахов за то, что Богу молились. Это не историческое исследование, а пропаганда. Пропаганда ненависти к собственной истории.
Всё. Дискуссию закончил.
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Комментариев: 72
  • Публикаций: 0
"....Из данной челобитной видно, что непростые взаимоотношения складывались между монастырем и крестьянами близлежащих деревень: «…Государь, многие люди съехались Устюжскаго уезда Вотложемкие волости, крестьяне Иван Григорьев, сын Сабуров, да Иван Артемьев, сын Хабаров… многие незнаемые люди, кои на пожаре были, и меня, игумена Авраамьища, связали и хотели в огонь кинути, да и всю братию хотели… амбар россекли ж и казну и рожь по себе рознесли… Государь, те люди угрожают боем и грабежом и пожегом и всяким лихим делом хвалятся везде…» " (с)

Уже из этого видно как "уважали" монахов и сам монастырь местные крестьяне...так что соглашусь В. Вилежаня с вами... монахи и монастыри были кровопийцы еще те, хотя многое и делалось по развитию сельского хозяйства именно в монастырях (вспомним хотя бы Соловки) но опять же за счет практически рабского труда послушников и монахов.
Цитата
  • русский

  • 26 декабря 2011 12:22
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
Ну так можно и Гитлера оправдать.А че война же была.Не надо здесь беспредельщиков пьяных выгораживать.А председателю генекологического общества надо бы заткнуться.
Цитата
  • Группа: Посетители
  • Комментариев: 70
  • Публикаций: 0
А ,что ,я согласен с предыдущим оратором на 100%))Только зачем же залезать так далеко....Вспомним наших пацанов срочников в 90-х....Вспомним как пацанам 18 летним ваххабиты горло как баранам резали.....Их же тоже можно правыми сделать?Война же была?Сходите лучше в церковь и помолитесь , чтобы такой истории больше не было....Я вообще смотрю у нас много чего позабыли..
Цитата
  • Группа: Гости
  • Комментариев: 0
  • Публикаций: 0
Г.Вилежаня. Пропаганда ненависти к собственной истории - это пожалуй больное воображение вашей нездоровой головушки. Вы кем себя возомнили обзывая троечниками здравомыслящих людей. Во-первых это неинтеллигентно, во-вторых вам наверно следует обратится к специалистам, которые возвратят вашу крышу на место. Ваш мерзкий настрой в отношении нашей памяти к утраченному вызывает недоумение...Вот так мы и живем, когда такие люди окружают нас.
 

© ООО "ИД "Юг Севера" - www.vecherniy-kotlas.ru Использование материалов сайта в сети интернет допустимо при условии указания имени автора и размещения ссылки на источник заимствования.